Сайт учителя истории и обществознания: Лазаревой Елены Александровны

Научно-методическая деятельность

Воспитание патриотизма и национального характера на уроках истории на основе личностно-ориентированной технологии и субъективного опыта учащихся.

Автор опыта: Лазарева Елена Александровна,
учитель истории и обществознания
МОУ "Мелиховская СОШ"

Условия возникновения и становления опыта

       Мелиховская школа имеет возраст более ста лет и давнюю историю от церковно-приходской и земской школы до современной средней. Однако современный этап развития школы начался в 1989 году с ввода в эксплуатацию нового здания. Этот этап пришёлся на трудные годы в истории нашего села, да и всей страны в целом.
       Важнейшей нравственной ценностью является возрождаемое в российском государстве чувство истинного патриотизма, формирование в молодом человеке граждански активных, социально - значимых качеств.
       Как учителя истории меня заинтересовала проблема повышения гражданской активности и тесно связанная с ней категория патриотизма. Основными показателями патриотизма являются любовь к Отечеству, к людям; преданность Отечеству, людям; готовность служить Отечеству.

Актуальность опыта

       В любом обществе на любом этапе его развития образование выполняет социальный заказ, вот почему, невзирая на все перемены, главным предметом в школе является человековедение.
       В переломные моменты истории роль общественных дисциплин особенно возрастает, т.к. именно они формируют идеологию, менталитет, образ жизни. История не может быть беспристрастна как математика - "царица наук" или, допустим, химия. История всегда эмоционально окрашена, её преподавание проходит через призму общественных идеалов или личностных оценок.
       Что же в этом предмете главное? Его величество факт - знание имён и дат? Чёткость формулировок и оценок? Вряд ли.
       Согласно словам мудрого педагога В.А. Сухомлинского, не претендуя на оригинальность, считаю, что "самое главное в нашем деле - чтобы в юном сердце жила святыня".
       Мы воспитываем ребёнка тем, что в нашей душе - своими убеждениями и чувствами. При столь широком выборе исторической литературы и альтернативных учебников точки зрения ученика и учителя могут не всегда совпадать, ведь наше общество и школа отошли от жёсткого диктата единой государственной идеологии, но непременным условием усвоения исторических знаний является сопереживание, активное восприятие материала. Старая схема исторического процесса - марксистско-ленинский подход с чёткими дефинициями - полностью разрушена, новый цивилизационный подход ещё не имеет столь чётких схем и определений.
       Именно в период утраты идеалов возрождение страны начинается с патриотизма, формирования русского национального самосознания. "Преподаватель истории не должен скрывать от ученика слабых сторон национального характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключён из преподавания. История учит духовному преемству и сыновней верности; а историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание. Только тогда он сможет быть истинным национальным воспитателем". (И. Ильин).
       Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стала всё более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. В июле 2005 года правительством Российской Федерации утверждена программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 г.г.", предусматривающая "неотложность решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства".
       Таким образом, воспитание патриота и гражданина - это главная цель преподавания истории.

Ведущая педагогическая идея опыта

       Сухомлинский В.А. отмечал: "Я стремлюсь к тому, чтобы уже в годы детства в сознании каждого маленького гражданина утверждалась нерушимая, незыблемая, непреложная вера в нравственные святыни нашего Отечества, народа. Но не во что не верящий человек не может быть ни духовно сильным, ни нравственно чистым, ни мужественным". Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, что является одной из составляющих патриотизма. Воспитание любви к Отечеству в современных условиях является делом не простым. Пессимизм, поразивший значительную часть взрослого населения по причине трудностей переживаемого момента, передается детям и подросткам. Это проявляется в снижении их гражданской активности, общей культуры, невостребованности интеллектуальных способностей, утрате нравственных качеств. В таких условиях тем более важно вселять оптимизм в души учащихся, осуществлять патриотическое воспитание на глубоком изучении исторического прошлого своей Родины.
       В "Повести временных лет" имеет место описание того, как князь Святослав в трудную минуту обратился к воинам с такими словами: "Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми тут, мертвый бо срама не имам…". В России с древнейших времен и на протяжении всей истории патриотизм является одним из главнейших приоритетов. Какой же смысл отходить от традиций патриотизма? Поэтому ведущая педагогическая идея опыта заключается в воспитании любви к Отечеству, преданности и верности ему на основе знания истории родной страны и уважения к славным страницам прошлого нашей Родины. Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примерами героической борьбы, подвигов, талантов русского народа высветит и все остальные позитивные качества растущего человека.

Длительность работы над опытом

       С указанными проблемами автор опыта впервые столкнулась давно. Однако негатив в отношении собственной страны и собственной истории, цинизм по отношению ко всему советскому периоду истории России особенно укрепился в последние годы. Это произошло с поколением молодёжи, не знавшей ни Советского Союза, ни реальной практики жизни и деятельности его общественных организаций. После принятия "Программы патриотического воспитания", изучения научно - методической литературы, опыта работы учителей истории, анализа результатов диагностики исходного состояния сформированности патриотизма у школьников учителем было определено направление педагогической деятельности и пути разрешения обозначенного противоречия.

Диапазон опыта

       Представленный опыт работы является единой системой "урок истории - межпредметные связи - внеклассная работа".

Сущность опыта

       Сущность опыта заключается в создании условий для формирования чувства патриотизма и гражданской зрелости через систему знаний и умений, опирающуюся на субъективный опыт личности школьника, через организацию исследовательской деятельности учащихся для достижения высокого уровня компетентностей ученика.
       Патриотическое воспитание на уроках истории - процесс воздействия на учащихся с целью осознанного восприятия ими исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качествах сынов Отечества, любви к гербу, флагу, гимну страны.

Теоретическая база опыта

       Через всё литературно-педагогическое наследие В.А. Сухомлинского красной нитью проходит мысль о воспитании патриотизма, понятие "Родина" выступает узловым пунктом его педагогической теории и практики. И это справедливо, поскольку человек как существо родовое формируется в питательной среде отечественной культуры и утверждает себя своею деятельностью в качестве её субъекта. Сухомлинский увязывает понятие "Родина" с понятиями "человек", "смысл жизни", "труд", "долг", "семья", "верность", "традиции" и доказывает, что привязанность и преданность человека Родине в конечном счёте выступают мерой его социальной зрелости и жизненно значимых проявлений.
       В педагогической основе опыта лежат идеи Л.С. Выготского (теория развития мышления), В.В. Давыдова (теория развивающего обучения), Ш.А. Амонашвили (принципы гуманистической педагогики), И.С. Якиманской (личностно-ориентированный подход), Н.Г. Алексеева (исследовательская деятельность как основа формирования мировоззрения).

Содержание образования

       Осуществляя отбор содержания образования в соответствии с поставленными задачами, автор опыта руководствовался рядом позиций.
       1. Конструирование содержания патриотического воспитания на основе изучения истории прошлого и настоящего. Историческое прошлое нашей страны составляет основу, фундамент нашей истории, но без целостного подхода к прошлому процесс обучения построить невозможно, как и невозможно в этом процессе перечеркнуть настоящее, при этом не видя будущего.
       2. Ориентация учителя на непрерывное целенаправленное воздействие на учащихся в процессе патриотического воспитания. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий, а не эпизодическое вкрапление воспитательного материала в урок истории. Поэтому патриотическое воспитание автор реализует в системе: "Урок истории - внеклассная работа", что является особенностью представленного опыта.
       3. Использование комплексного подхода к отбору содержания материала для патриотического воспитания. Такой подход предполагает ознакомление учащихся с разными сторонами жизни края, ибо дифференцированный подход к отбору материала (т.е. изучение только истории родного края, или только архитектуры, или только экономики и т.д.) не оправдывает себя. Рассматривая природу и архитектуру, историю и экономику, автор опыта способствует зарождению у учащихся чувства любви к Отечеству; раскрывая подвиги героев он подводит школьников к осознанию преданности Отечеству, на примерах жизни великих людей своего края воспитывает идеалы служения Отечеству.
       Содержание исторического образования органично дополняется реализацией во внеклассной работе программы "Белгородоведение" через включение учащихся в деятельность научного общества, созданного на базе школьного музея. Приоритетом его деятельности является изучение истории села Мелихово в годы великой Отечественной войны.
       Задачами научного общества являются: формирование и развитие у школьников интереса и любви к народному творчеству через исследовательскую деятельность; передача учащимся знаний и умений, позволяющих им выступать перед аудиторией сверстников с докладами на краеведческих конференциях.

Постановка целей и задач педагогической деятельности

      Целью педагогической деятельности является создание условий для воспитания патриотизма и национального характера на уроках истории на основе субъективного опыта учащихся.
      Достижению этой цели служит решение задач по формированию следующих качеств личности школьника:
      1. Любовь к Отечеству, к людям;
      2. Преданность Отечеству, людям;
      3. Готовность служить Отечеству.

Технология опыта

      Система новых типов уроков в личностно-ориентированной технологии возникает как некоторая совокупность образовательных условий, которые нацелены на пробуждающиеся тенденции детского сознания в форме конструктов, моделей и смысловых переживаний и проектов.
      Более четко методологические основания личностно-ориентированной технологии урока восходят к идее философской и педагогической феноменологии. В основу методологии положена категория "феноменологической редукции", направленной, как известно, на переживание человеком состояний "чистого" сознания. По существу, личностноориентированные технологические структуры - это как раз те условия, с помощью которых школьник переживает состояние "чистого" сознания. По словам Э. Гуссерля, "феноменология должна иметь дело с чистым сознанием, однако для этого оно должно быть очищено от всех напластований бытового и концептуального опыта".
      На первом этапе культурно-исторического явления, соотнесенного с предметной темой, для школьников создаются условия, в которых пробуждаются, а следовательно, освобождаются от бытовых и концептуально-рациональных напластований "чистые" образные представления, интенционально (предметно) связанные с символами темы. На втором этапе имманентные тенденции детского сознания требуют условий, в которых через обращение к внешнему миру "вещей" культурно-исторического явления открываются "чистые" состояния сознания в формах логического мышления.
      Мышление в технологии - это переживание ассоциативной ясности, переживание априори данного ребенку логического схематизма как "радость феноменологического мышления" и его жизненная реализация. Здесь главное понимать, что этот имманентный период детского сознания связан с самопереходом от внешних мыслительных форм к внутренним, глубинным личностным смыслам. Данный этап - это некоторая совокупность условий, в которых из актуализации тождества жизни современного школьника и жизни персоны истории и культуры они орга-нично переходят к переживанию тождества идеалов жизни и, наконец, к переживанию тождества судеб как личностных смыслов бытия.
      Пережив синкретизм (неразвитость) внешнего и внутреннего как мышление и личностный смысл жизни, энергия сознания движется далее к состояниям действия (поступка). И это четвертый этап технологии.
      Пробужденные "чистые" образные символические представления, открытые смыслы мышления, пережитые личностные смыслы жизни жаждут своей самоопределенности в действии, в поступке. Но это скорее смысл действия, чем собственно действие...
      Еще точнее определяет смысл действия его понимание как переживание воли к действию (поступку) в ответственной ситуации.
      Далее ребенок начинает испытывать тягу к реализации во внешнем, т. е. к необходимости соотнести пробужденное, схематически очерченное, пережитое и опытно апробированное в актуальности реальной жизни, и это пятый этап технологии.
      Состояние актуализации, которое приводит сознание к настоящей, качественной определенности, можно представить как "жизненное вдохновение". Глубинный путь сознания школьника, обращенный к культурно-исторической теме, начинает собственное "Я-обращение", переходит далее к внешнему "Не-я" в предметном мире культуры и возвращается заново, но уже в качестве "жизненного вдохновения" к целостно-определенному "Я-сознанию".
      В этом путь личностно-ориентированной технологии урока, которая в Качестве пробуждения предлагает урок-образ, в качестве условий открытия смыслов мышления - уроки логического мышления, в качестве условий для переживания личностных смыслов жизни - урок настроения, для проживания смыслов действия, т.е. волевых состояний - урок самостоятельного действия, для выхода "вопрошающего" сознания в реальность - урок актуализации и проповеди.
      Итак, личностно-ориентированная технология урока предлагает как обращение к культурно-историческому явлению, соотнесенному с предметной темой, расположенные в следующем порядке новые типы уроков:
      1. Урок-образ, создающий условия, в которых личностный опыт детей очищается от бытовых нагромождений и восходит на уровень символов и знаков явлений истории и культуры.
      2. Урок логического мышления, создающий условия для восхождения от тенденций детского логического опыта к "чистым" формам мышления.
      3. Урок настроения создает условия для восхождения детского сознания от тенденций личностных смысловых переживаний через личностные смыслы жизни персон истории и культуры к переживанию "чистых" смыслов бытия.
      4. Урок самостоятельного действия создает условия для восхождения от стихийного действенно-волевого опыта ребенка к "чистому" смыслу действий и поступков. На этом уроке осуществляется синтез всех состояний, возникавших на предыдущих этапах, которые далее запечатлеваются в устойчивых структурах детского сознания.
      5. Урок актуализации и проповеди. Урок создает условия для перевода пережитого школьниками опыта чистых состояний сознания в реальность рационально-логических и нравственных поступков. Здесь главным является направленность детского сознания на гармонизацию среды в свете идеалов, запечатленных детьми в конкретной предметной теме.
      Такой подход сразу же обратил на себя внимание и дал практические результаты. Под результатами в данном случае понимались знания. Лекция давала основные знаниевые ориентиры темы... Уроки углубления, по форме представлявшие обычные комбинированные уроки (оргмомент, проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание), закрепляли и систематизировали в определенном аспекте представленные на лекции системы понятий. Урок-зачет завершал тематическое изучение, проверял и оценивал знания школьников. Ко-нечно, знаниевая парадигма в таких построениях оставалась незыблемой, хотя, как ни странно, через "натаскивание", многократные повторения создатели технологии приводили детей к элементам "свободного математического мышления", однако, подняться до действительно "чис-того" мышления не смогли, - уж очень "знаниевое" было время в образовании той эпохи.
      Новые типы уроков, их последовательность в тематическом планировании качественно отличаются от всех существующих сегодня построений и точно соответствуют этапам самодвижения детского сознания.
      И еще одно замечание. Когда детское сознание восходит к своим "чистым" формам благодаря условиям, созданным технологией, то и знаниевый эффект гораздо значительней. "Отпущенная" энергия детского сознания, поднимаясь над предметами, превращается в "чистые" образы, "чистые" формы воображения, мышления, в "чистые" формы переживания смыслов жизни, в волевые состояния, открывающие путь к действию. И бытие этих состояний выражается в знаках и символах, которые становятся основой для реорганизации социокультурной среды, возвращающей детскому сознанию основополагающие структуры конструктов, моделей и проектов жизни.
      Автор считает, что для учителя истории слово является главным инструментом, не менее важным, чем для литератора. Речь учителя должна быть прежде всего правильной, понятной, логичной. На разном языке нужно говорить с учениками 5 и 11 классов, разные стили использовать для изучения статистических данных или памятников культуры. Этих правил стараюсь придерживаться на своих уроках. Для развития речи уч-ся разработана система заданий, которая помогает ребятам справиться с трудностями пересказа. В 5-6 классах это обязательно комментированное чтение с разбором всех новых слов, поиск ключевых слов и предложений. Далее - работа по составлению плана, написание первых сочинений " Как я побывал в древнем Киеве ", "Строительство Кремля". Здесь на помощь приходят учебные картины, воображаемые путешествия. В 7-8 классах ребята учатся самостоятельно делать необходимые записи в тетради: составлять конспекты, хро-нологические таблицы, выступают на уроках с краткими сообщениями об исторических деятелях, ученых и полководцах, художниках и композиторах, пишут письма из 1812 года, из Нерчинских рудников. Высшей ступенью их самостоятельности в 9-11 классах, является напи-сание рефератов, которые требуют не только прочтения многих книг, знания конкретно-исторического материала, но и умения думать -анализировать, сравнивать, обобщать.
      Темами классных сочинений по истории в 10-11 классе могут быть "Судьба России", "Глобальные проблемы человечества", "Дети и война". Такое смешение кажется мне вполне разумным, т.к. история часто использует произведения литературы, равно как и наоборот. Отсюда и возникли интегрированные уроки "Судьба писателя в тоталитарном режиме (об А.И. Солженицыне, В. Шаламове, А. Жигулине), " Звезда пленительного счастья" (о восстании декабристов по произведениям А.Пушкина, А.Одоевского, Н.Некрасова), "Путь России" (по курсу "Обществознание"; по стихам А.Блока, С.Есенина, М. Волошина, М. Цветаевой). Такие уроки создают особую атмосферу доверия, понимания, порой неожиданных открытий. Для их проведения требуется большая подготовка, умение работать с литературными и исторические источниками, работа мысли.
      Не секрет, что историю другие учителя-предметники считают легким уроком, но ведь нагромождение имен и фактов не способствует осознанному усвоению материала. Как помочь учащимся не запутаться в потоке событии? Задумавшись над этим вопросом, я пришла к системе опорных сигналов (ОС) Шаталова. Выделяя из всего материала урока самое существенное, ОС помогают запомнить урок даже слабым учащимся, они особенно удобны при проведении вводных уроков. Работа по ОС сочетает в себе 3 вида памяти: слуховую, зрительную и моторную, поэтому она охватывает практически всех учащихся в классе.
      Недостатком ОС является концентрация внимания на отдельных факторах или фрагментах, репродуктивное восприятие, поэтому их необходимо сочетать с другими проблемно-поисковыми методами. Шалва Амоношвили заметил, что учебный вопрос резко отличается от всех других вопросов, которые задают в жизни, отличается тем, что ответ на него заранее известен.       - Когда произошло Ледовое побоище?
      - 5 апреля 1242 года.
      - Кто руководил новгородскими войсками?
      - Князь Александр Невский.
      Ставлю вопрос иначе:
      - Почему во время покорения Киевской Руси монголо-татарскими
      войсками Новгородская земля сумела противостоять нашествию немецких рыцарей?
      И слышу в ответ:
      - А в учебнике такое не написано.
      Вот здесь и начинается работа мысли, чтение за строкой учебника, умение составлять логические цепочки.
      Ценным качеством в изучении истории является трудолюбие, ведь не зря К.Ушинский считал умственный труд самым упорным и трудным. С первых уроков ученики должны знать, что знания "добывают", "постигают", что на уроке нельзя быть пассивным. Развитию интеллектуальной активности способствуют альтернативные вопросы: Что было бы, если бы народ вместе с декабристами вышел на Сенатскую площадь? По какому пути могло пойти развитие России в 1917 году при успехе корниловского мятежа или при неудаче Октябрьской революции? Мог ли Петр I отменить крепостное право в России?
      Активизации учащихся на уроке также способствует коллективный способ обучения по системе В.К.Дьяченко. Уроки по КСО сочетают в себе 4 организационные формы: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. Главным в деятельности ученика становится не ответ учителю и получение оценки, а стремление научить своего товарища тому, что изучил сам. Такая работа требует поэтапной подготовки для отработки пар постоянного состава- 2-3 недели, затем переход к парам сменного состава. Такая работа дает возможность слабым ученикам разобраться лучше в изучении материала, формирует у учащихся умение рассуждать, развивает речь детей, учит внимательному отношению друг к другу.
      Например, по теме: "Русско-турецкая война 1877-1878 годов" учитель с помощью карты рассказывает о положении на Балканах. Затем учащиеся делятся на группы по 4 человека, каждый из них читает и готовит рассказ:
      1. Начало военных действий.
      2. Бой на Шипке и под Плевной.
      3. Падение Плавны и перелом в ходе войны.
      4. Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский конгресс.
      Происходит работа по схеме с постановкой дополнительных вопросов, после чего учитель проводит закрепление по теме, подчеркнув значение войны для русской и болгарской истории, для укрепления братского союза славянских народов.
      Непременным условием успешной работы учителя является учет физиологических и психологических особенностей учащихся. Знания лучше усваиваются школьниками в процессе игры, когда они сами становятся участниками исторического процесса. Поэтому нередко применяю в своей практике ролевые игры. Приведу пример:
      " Жизнь и деятельность Петра Великого"
      Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке учащиеся должны определить значение деятельности Петра I для России. Судья вызывает заранее подготовленных свидетелей-современников Петра 1: Александра Меньшикова, Франца Лефорта, его жен Евдокию Лопухину и Екатерину П, царевича Алексея и других (список можно изменить или продолжить). Заслушав свидетелей, судья обращается с вопросами к классу: "Чего же больше в деятельности Петра I - плохого или хорошего? Была ли его деятельность прогрессивной?". В заключение урока ученики дают письменную оценку деятельности Петра I.
      Определенной популярностью в историческом образовании пользуется так называемая методика "мозгового штурма", использую ее в том случае, когда нужно предложить как можно больше вариантов разрешения проблемы . Вот некоторые правила проведения мозгового штурма:
      • необходимо четко сформулировать проблему для обсуждения. Например: "Как повысить эффективность экономики?"
      • подготовить лист ватмана, фломастер для записи всех предложений по решению проблемы;
      • необходимо выбрать ведущего для проведения мозгового штурма.
      • каждый может свободно высказывать любые предложения, в том числе смешные и фантастические, нельзя критиковать и комментировать предложения, участники высказываются по очереди кратко и четко;
      • все предложения записываются на бумаге;
      • мозговой штурм нельзя проводить более 10-15 мин. На втором этапе мозгового штурма обсуждаются выдвинутые решения, объединяются сходные идеи, отбираются те, которые носят реалистичных характер. Предложения должны быть ранжированы в порядке их приоритета. Последнюю процедуру можно выполнять путем голосования.
      Эффективен прием "Корзина" идей, понятий, имен...", он позволяет организовать индивидуальную и групповую работу субъектов, обучающихся истории и обществознанию. Методика ее использования заключается в следующем: школьникам предлагается проблема для решения. Вначале обучаемые должны вспомнить все, что им известно по теме. Данная информация записывается самостоятельно каждым в тетрадь. После этого организуется работа по группам. Школьники рассказывают друг другу о своем понимании проблемы. На данном этапе обучаемые об-ращают внимание на то, что является общим в процессе обсуждения, почему возникли некоторые разногласия по теме, в чем они заключаются. Затем каждая группа "по кругу" называет один выбранный факт. Так составляется корзина идей. При нем нельзя повторять то, о чем уже было сказано. Информация групп записывается в одной "корзинке" без комментариев. Я связываю записанные факты воедино, поясняю ошибки на последнем этапе такой методики.
      В своей работе я также пользуюсь приемом "кластера". Вот как описывает его Н. Г. Суворова: "Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия". Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.
      Популярен и прием составления синквейнов. В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.
      На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по - воз-можности, эмоциональной.
      Большой популярностью в правовом обучении в последние годы стал пользоваться прием "написания эссе" по социально-значимой проблеме. Важную роль в учебном процессе играют отношения "ученик-учитель": Чаще всего причиной неуспеваемости по отдельным предметам являются конфликты с учителем. Здесь ошибок быть не должно. Учитель старше, умнее, он профессионально подготовлен к своей работе, поэтому именно он должен не допускать конфликтов или первым с честью выходить из них. Основой педагогики сотрудничества является взаимоуважение и понимание, в ученике надо видеть равную личность со всеми его достоинствами и недостатками. Ведь процесс обучения не может быть односторонним", он слеп и глух без ос ратной связи. Педагог начинается с Любви к детям, это главная заповедь учителя. Знаю по опыту, что многие учителя путают любовь и заигры-вание с детьми. Цель педагогики сотрудничества, наверное, не в легкости общения, а в создании такой атмосферы на уроке, когда дети задумываются о трудном. Мечтой учителя является урок, где будет напряженная работа ума и души, верный подбор слов и идей, которые ребята будут воспринимать всем своим существом.

Результативность опыта

      Результативность опыта включает в себя сформированность у учащихся качеств патриотизма и национального характера; способность управлять своими умениями и навыками, оценивать эффективность собственной деятельности, результативность при самостоятельном решении поставленных проблем. Необходимо отметить, что отслеживание результативности опыта осложняется отсутствием в современной педагогической науке разработанных критериев оценивания сформированности данной компетентности в частности и ключевых компетентностей воспитанности личности в целом. Но и разработанные критерии не решат проблему, так как результатом сформированности компетентности является эффективное решение проблемы, которая возникнет перед субъектом "когда-то" и "где-то", то есть способность перевести компетентность из потенциальной зоны в актуальную и успешно её реализовать.
      Используя наработанный опыт, я сумела развить интерес учащихся к предмету, убедить их в необходимости владения знаниевым компонентом истории и обществознания.
Текущий мониторинг за последние 3 года показал следующие результаты:
Учебный годПредметУспеваемостьКачество знаний
2007-2008История 100% 65%
Обществознание100%71%
2008-2009История100%66%
Обществознание100%71%
2009-2010История100%68%
Обществознание 100%73%
Поступление в вузы по специальности:
Год выпускаФамилия, имя Учебное заведение
2002 годМерзликина Юлияистфак БелГУ, ныне учитель истории МОУ "Шеинская СОШ Корочанского района Белгородской области"
2004 год Щеблыкина Светланаистфак БелГУ
2004 годГордиенко Евгенийистфак БелГУ
2005 год Лукьянова Татьянаистфак БелГУ
2008 год Лукьянова Иринаистфак БелГУ
Результаты итоговой аттестации учащихся в новой форме (ГИА)
Учебный год КлассПредметУспеваемость Качество знаний
2007-20089 (7 чел)География100%71 %
2008-20099 (8 чел)Обществознание100%87 %
Участие обучающихся в предметных олимпиадах
№ п/п Год Предмет фамилия, имя ученика Всероссийская олимпиада Место
1. 2007-08 история Фунт Алексей Муниципальный этап 1
2. 2007-08 история Фунт Алексей Региональный этап 7
3. 2007-08 обществознание Маменко Кр. Муниципальный этап 2
4. 2008-09 история Фунт Алексей Муниципальный этап 1
5. 2008-09 география Фунт Алексей Муниципальный этап 1
6. 2008-09 правоведение Ляш Виталий Муниципальный этап 3
7. 2008-09 история Фунт Алексей Региональный этап 1
8. 2009-10 обществознание Маслова Дарья Муниципальный этап 2
9. 2009-10 история Фунт Алексей Региональный этап 3
10. 2009-10 Основы православной культуры Фунт Алексей Муниципальный этап 1
11. 2009-10 Основы православной культуры Фунт Алексей Региональный этап 1
      В целом результаты диагностики дают основания предположить, что организация патриотического воспитания учащихся на основе личностного подхода создаёт благоприятные условия развития у школьников чувства любви к Отечеству, преданности и готовности служить Отечеству, способствует формированию ценностных качеств личности школьника, росту гражданской активности.

Литература

      1. "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.г.". Государственная программа. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422
      2. Головатенко А.Ю. Я иду на урок истории. М., Первое сентября, 2000.
      3. Гин А.А., Приемы педагогической техники. М., Педагогический поиск, 1999.
      4. Зязюн И.А., Основы педагогического мастерства. М., Просвещение, 1989.
      5. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия /авт.-сост. Т.В. Типаева. Волгоград: Учитель, 2008.
      6. Колеченко А.К., Энциклопедия педагогических технологий. С.Петербург., КАРО, 2002.
      7. Конаржевский Ю.А., Анализ урока. М., Педагогический поиск, 2000.
      8. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Academia, 1999.
      9. Смирнов С.А., Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. М.,Academia, 2000.
      10. Степанов Е.Н., Воспитательный процесс: изучение эффективности. М., СФЕРА, 2003
      11. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека. М., Педагогика, 1990.
      12. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М., Мол. гвардия, 1980.
      13. Фридман Л.М., Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., Просвещение, 1988.
      14. Якиманская И.С., Технология личностно - ориентированного образования, М., Сентябрь, 2000.
Адрес почты: lazzarevae@mail.ru